СТАТЬИ/ АБЧШГ


Перспективы производства отливок ЧШГ аустенитно-бейнитного класса. Корниенко Э.Н., Панов А.Г., Хальфин Д.Ф.

Страница 1... 2...3...4

Таблица 3.
Сводная таблица с результатами механических испытаний
№ режима Параметры режима τауст,час Среда дозакалки Расположение σв,МПа δ, % Твёрдость, HRC
1 без Т/О ----- ----- Край 702,9 1,42 269 HB
Центр 848,2 4,31 269 HB
2 ТАУСТ=900°>С, ТИ.В.=300°С, τИ.В.=0,5 часа 2 Вода Край 1437,8 0,8 50,3
Центр 1380,2 0,8 47,1
3 ТАУСТ=900°>С, ТИ.В.=300°С, τИ.В.=0,5 часа 2 Жидкий азот Край 1361,3 0,59 51,8
Центр 1239,7 0,26 44,5
4 ТАУСТ=900°>С, ТИ.В.=300°С, τИ.В.=0,5 часа 6 Жидкий азот Край 846,8 0,06 55,4
Центр 1148,5 0,39 52,8
5 ТАУСТ=900°>С, ТИ.В.=300°С, τИ.В.=0,5 часа 6 Воздух Край 1392,4 4,22 45,4
Центр 1402,8 3,4 44,3

       Таким образом, наилучшее сочетание прочности и пластичности получено при 5 режиме термообработки.

       Совместно с ОАО «КамАЗ» в 1998 году была начата работа по проверке возможности изготовления шестерен КПП грузовиков из АБЧШГ (рис. 7 а, б).

       Отливки изготавливались в ООО «НЭК», затем проходили механическую обработку в ОАО «КамАЗ». Термообработка проводилась в ООО «НЭК». Шлифовка шестерен и сборка коробки перемены передач производилась в ОАО «КамАЗ». В одной коробке для сравнительных испытаний одновременно были установлены пары шестерен чугун-чугун, сталь-чугун, сталь-сталь. Коробки установлены на автомобили КамАЗ – 5511, которые эксплуатировались в ООО «НЭК» в условиях повышенных нагрузок.

Рис.7а. Внешний вид отливки шестерни

Рис.7б. Внешний вид детали шестерни

       Химический состав чугуна шестерен, %: 3,5 С; 3,3 Si; 0,15 Mn; 0,20 Mo; 1,0 Ni; 1,15 Cu; 0,1 Cr; 0,08 Mg. Режим изотермической закалки: Тауст= 900°С; τауст= 4 час.; Ти.в.= 290°С; &tauи.в.= 2 час.

       Через ∼170000 км эксплуатации автомобиля коробка «захрустела» и была снята с автомобиля. Вскрытие показало, что на одной из стальных шестерен выломаны два зуба, одна из экспериментальных чугунных шестерен, которая работала в паре с чугунной шестерней (№14.1701055) имеет незначительный износ поверхности зубьев. Делитель, на котором была установлена ещё одна шестерня, работающая в паре со стальной «родной» шестерней, без исследования был переставлен на другую коробку перемены передач. Её эксплуатационные испытания в настоящий момент продолжаются.

       Шестерня со следами износа была снята и исследована. Микроструктура её чугуна состоит из правильного и неправильного шаровидного графита с единичными включениями звездообразного и компактного, распределенных, преимущественно, равномерно, с размером включений 45-180 мкм в количестве 8-10%. Металлическая основа состоит из бейнита, небольшого количества мелко игольчатого мартенсита, остаточного аустенита и феррита в количестве 15-20%. По краю зуба троститная кайма глубиной до 0,3 мкм, приграничный к кайме со стороны сердцевины слой частично обезуглерожен.

       Таким образом, проведённый эксперимент позволил сделать вывод, что даже неудачно подобранный химический состав (завышенное содержание кремния), и, связанная с ним микроструктура, далёкая от оптимальной, позволяют чугунам из АБЧШГ успешно конкурировать с традиционным для нашей страны материалом для шестерен – легированой кованой сталью.

       Список использованной литературы:

  1. Клецкин Я.Г., Левитан М.М., Бейнитный чугун с шаровидным графитом. «Литейное производство», №9, 1987
  2. Корниенко Э.Н., Колесников М.С., Разработка высокопрочных чугунов с повышенными специальными свойствами. Изд. КамПИ, Набережные Челны, 1999
  3. Hans J. Heine “Austempered Ductile Iron. A state-of-the-Art Report”. “Foundry Management & Technology”, №11, 1988
  4. А.С. №1498812, 1989, «Модификатор», Корниенко Э.Н. и др.
  5. Панов А.Г. Требования к качеству модификаторов

Страница 1... 2... 3...4

"Перспективы производства отливок ЧШГ аустенитно-бейнитного класса". Корниенко Э.Н., Панов А.Г., Хальфин Д.Ф.


Задавать вопросы о ЧШГ аустенитно-бейнитного класса можно на форуме: Форум о чёрных сплавах>>
www.modificator.ru - Информационный ресурс по металловедению, металлургии, литейному производству.


Перейти на страницу СТАТЬИ, ИНФОРМАЦИЯ