СТАТЬИ/ ЗНАМЕНИТЫЕ ЛИТЕЙЩИКИ


Литейщик - профессия древняя и уважаемая, сложная и зачастую опасная.

Цель же этой подборки в том, чтобы вспомнить сегодня некоторые имена, прославившие эту профессию.

Археологи доказали, что литейное дело процветало уже за пять тысяч лет до нашей эры. Не так много имен сохранилось с тех пор, но все же:

Силанион (IV в. до н. э.), древнегреческий скульптор и литейщик из Афин. Автор портретных статуй философа Платона в Афинах, Аполлодора, Дамарета, статуй Тесея и Ахилла.

Феодор с Самоса (середина VI в. до н. э.), древнегреческий скульптор, архитектор, литейщик и торевт. Вместе с братом Ройком открыл "правильную плавку меди". Строитель лабиринта на Самосе и Тенистого Портика в Спарте. Для самосского тирана Поликрата сделал перстень с печатью из изумруда (знаменитый Поликратов перстень). Также автор автопортретной бронзовой статуи с миниатюрной колесницей в руке.

Российские мастера тоже внесли большой вклад в эту область:

Чохов (Чехов) Андрей (около 1545 - 1629, Москва). Начал работать на московском Пушечном дворе при царе Иване IV Грозном в 1550-х гг. учеником немецкого мастера Кашпира Ганусова. В 1570-х гг. занял ведущее положение среди московских литейщиков и руководил работами по изготовлению тяжёлых стенобитных орудий: осадной пищали "Лисица", стенобитного орудия "Собака" (оба - 1575), большой пушки "Волк" (1576-77), колоссальной пищали "Инрог" (с литым изображением единорога; отсюда название), ставшей самой большой пушкой русской осадной артиллерии (1577; вес 7134 кг; ныне - в Петербурге). В 1586 Чохов отлил знаменитую "Царь-пушку" - уникальное произведение литейного искусства второй половины XVI в., в 1587 - огненную пищаль "Егуп", в 1588 - 100-ствольную пушку, в 1590 изготовил большие стенобитные орудия "Троил", "Аспид", "Лев", "Скоропея" и "Соловей". Последние крупные работы Чохова - большие стенобитные пищали "Кречет" и "Волк", отливкой которых он руководил в 1627. Чохов прославился и как "колокольных дел мастер". В частности, в 1599-1600 годах отлил для колокольни Ивана Великого колокол в 2100 пудов (33,6 тонны), который называли Большой Успенский, Ивановский или Царь-колокол, но последнее название впоследствии перешло к другому, более крупному колоколу.

Нередко литейное дело становилось семейным и передавалось от отца к сыну:

Моторины (Маторины), семья литейщиков, колокольных мастеров, отец и сыновья. Фёдор Дмитриевич (1630-е гг. - 1688), принят на московский Пушечный двор в 1651 (одновременно с А. Григорьевым), в 1670-х гг. был ведущим литейщиком. Моторин обладал предпринимательским талантом. Собрав капитал, с 1660-х гг. он приобретал земли и строения своих коллег (колокольных мастеров) в Пушкарской слободе на Большой Сретенской улице и Сергиевской улице. Так в Москве возник первый колокольный завод в районе Сретенских ворот, владельцем которого Моторин значился с 1686. На заводе выполнялись взятые у церквей и монастырей подряды, а также отливались колокола небольших размеров для продажи в Москве в "колокольном ряду". Известно, что в том же 1686 18 каменщиков из Костромы подрядились построить Моторину "каменный дом - две избы через сени" близ завода.

Сохранилось несколько подписных работ мастера. Все уцелевшие в Москве колокола Моторина отличают чистота отливки и богатое рельефное декоративное убранство: стилизованный арабесковый орнамент, изображения херувимов и серафимов, которые гармонично сочетаются с рядами литых надписей.

Дмитрий Фёдорович, в 1682-96 работал на Пушечном дворе в качестве колокольного мастера. Известен благодаря необычному колоколу (64 кг), отлитому им в 1687 по заказу боярина В.В. Голицына для церкви Покрова Богородицы в его подмосковной вотчине села Медведково (ныне в музее-заповеднике "Коломенское"); навершие колокола оформлено в виде головы звонаря, его верхняя часть сквозная, украшена львиными головами и орнаментами.

Иван Фёдорович (1660-е гг. - 1735), литейщик, "артиллерии колокольных дел мастер". На заводе Моторина производились отливки колоколов для многих московских церквей и монастырей. В феврале 1701, после тяжёлых потерь в артиллерии в сражении со шведами под Нарвой, Пётр I приказал использовать завод Моторина для отливки пушек. Осваивать пушечно-литейное ремесло Ивану Моторину помогал известный мастер Мартьян Осипов. В короткий срок - с апреля 1701 по февраль 1702 - заказ (113 штук 6- и 3-фунтовых медных пушек) был выполнен.

Выдающейся работой Моторина явилась отливка в 1735 Царь-колокола, когда ему было поручено перелить разбившийся во время пожара 1701 колокол А. Григорьева (1655). Но в разгар работ 19 августа 1735 Моторин скончался. Вся ответственность за продолжение работы была возложена на его сына и ближайшего помощника Михаила Ивановича (?-1750). Заливка прошла успешно. Вес Царь-колокола составил 12 327 пудов, то есть почти 202 тонны. Высота - 6 метров 14 сантиметров, диаметр - 6,6 метра. Художественная обработка продолжались прямо в яме до мая 1837 года, когда в Кремле вспыхнул очередной пожар. При тушении пожара, раскаленный металл колокола не выдержал холодного душа и дал несколько трещин. От него откололся кусок весом в 11,5 тонны.

Сведений о работах Михаила Ивановича Моторина (после отливки Царь-колокола) мало.

Фишер (Vischer), семья немецких мастеров бронзового и латунного литья, работавших в Нюрнберге в 15-16 вв. Мастерская была основана в 1453 Германом Фишером Старшим (умер 1488). Её расширил и превратил в крупнейшую в Германии его сын Петер Фишер Старший (около 1460 - 7.1.1529). При них мастерская выпускала в основном надгробные доски, саркофаги, паникадила и купели (Петер Фишер Старший - статуи королей Артура и Теодориха для кенотафа императора Максимилиана I, 1513, Хофкирхе, Инсбрук); модели изготовлялись из дерева специальными скульпторами-резчиками. Сыновья Петера Фишера Старшего: Герман Фишер Младший (около 1486-31.12.1516), Петер Фишер Младший (1487-1528), Ханс Фишер (около 1489-1550), включившиеся в работу мастерской около 1514, были одновременно и скульпторами и литейщиками. Герман Фишер Младший и Петер Фишер Младший, посетившие Италию и тесно связанные с нюрнбергскими гуманистами, активно способствовали распространению в немецкой пластике ренессансных художественных принципов. Тяготение к гармонической ясности образов и строгой выверенности пропорций было особенно характерно для Петера Фишера Младшего (почти все фигурные украшения раки св. Зебальда, многочисленные статуэтки, медали, в том числе плакетки, и др.); он первым в Германии ввёл итальянскую технику литья по восковым моделям. После отъезда Ханса Фишера в 1549 из Нюрнберга мастерская быстро пришла в упадок.

Мартос Иван Петрович - создатель памятника Минину и Пожарскому - родился в 1754 году на Украине, в местечке Ичня Черниговской губернии, в семье обедневшего помещика, отставного корнета Петра Мартоса. В 1805 году Мартос был избран почетным членом "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств". К моменту вступления в Общество Мартос был уже широко известным скульптором, профессором Академии художеств, автором многих произведений.

Именно одним из членов петербургского Вольного общества в 1803 году было внесено предложение о сборе пожертвований на постановку памятника Минину и Пожарскому в Москве. Как практически неосуществимое, предложение было отклонено, но идея эта понравилась и нашла отклик в русском обществе.

На выставке в Академии художеств в 1804 году Мартосом была представлена модель памятника. Однако долгое время заказа на его исполнение не было. Только в 1808 году вопрос возник снова, и было решено объявить подписку. Первоначально предполагалось соорудить монумент на родине героев, в Нижнем Новгороде, но затем остановились на решении поставить его в Москве. В объявленном конкурсе на лучший проект участвовали, кроме Мартоса, крупнейшие русские скульпторы: Демут-Малиновский, Пименов, Прокофьев, Щедрин. "Но гений Мартоса, - писал "Сын Отечества", - всех щастливее и по изящнейшему произведению своему всех превосходнее изобразил памятник Спасителям России. Проект его удостоен Высочайшего одобрения". Однако работа над памятником из-за финансовой стороны вопроса затянулась. Фактически началась она только в 1812 году, "в то время, когда предлежала великая работа вновь спасать Отечество подобно тому, как Минин и Пожарский ровно за двести лет тому назад спасали Россию".

Открытие памятника 20 февраля 1818 года превратилось в народное торжество. По словам современника, "во время сего торжественного обряда стечение жителей было неимоверное: все лавки, крыши Гостиного двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около Кремлевской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем".

Растрелли (Rastrelli) - фамилия, прославленная двумя художниками-итальянцами, трудившимися в России. Карло Бартоломео Растрелли (отец известного архитектора) был литейщиком из металла и скульптором. Время его рождения, равно как и смерти, неизвестно. Купил себе во Франции графский титул и в 1716 г. был вызван Петром Великим в Петербург для литья пушек и для художественных работ по украшению новой русской столицы. Первые скульптурные произведения, исполненные в ней Растрелли, были бронзовые фигуры на мотивы басней Эзопа; они были расставлены на левом берегу Невы и были впоследствии подарены Екатериной II гр. Остерману и Бецкому, которые приказали их перелить; таким образом они уничтожены. Не сохранились также бронзовый бюст С. Бухвостова, отлитый Растрелли по приказанию преобразователя России, и свинцовые статуи работы этого художника, украшавшие собой аллеи и фонтаны Летнего и Петергофского садов. Из скульптур Растрелли до нас дошли только бронзовый бюст Петра Великого, хранящийся в так называемой Аполлоновой зале Зимнего Дворца, статуя этого государя верхом на коне и барельефы Петровского монумента на площади пред Инженерным Замком. А также бронзовая статуя императрицы Анны Иоанновны в сопровождении пажа, недавно переданная из музея академии художеств в музей императора Александра III.

Уилкинсон Джон. (1728-1808) Одной из самых экстравагантных личностей эпохи промышленной революции был, безусловно, и Джон Уилкинсон (Wilkinson). Он родился в бедной семье, стал кузнечных дел мастером, потом самым знаменитым в Англии литейщиком, строил доменные печи и чугунолитейные заводы, создал первый высокоточный сверлильный станок для высверливания орудийных и ружейных стволов, а также цилиндров паровых турбин. Именно для Уилкинсона изготовил свою знаменитую паровую машину Джеймс Уатт. Так вот: Уилкинсон был буквально помешан на железе и чугуне. Он считал, что их свойства делают их универсальными материалами. Уилкинсон построил первые корабли из железа, которые, вопреки предостережениям скептиков, не пошли ко дну. По его инициативе был сооружён чугунный мост через реку Северн, ставший одной из главных достопримечательностей Англии.

Уилкинсон пожертвовал своему родному городу Линдэйлу церковь, стены которой, и крыша, и кафедра для священника, и даже скамейки были отлиты из чугуна. В довершение ко всему он завещал похоронить себя в чугунном саркофаге, который сам же и отлил на одном из своих заводов. Между прочим, выполнить эту последнюю волю Джона Уилкисона оказалось не так-то просто. Когда он умер, его тело положили в деревянный гроб, но выяснилось, что гроб этот не влезает в заранее приготовленный саркофаг. Тогда решили временно похоронить фабриканта в деревянном гробу - пока не будет отлит новый, более просторный чугунный саркофаг. Когда позже деревянный гроб подняли из могилы и поместили в саркофаг, оказалось, что этот саркофаг, в свою очередь, не влезает в старую могилу, пробитую в скале. Однако, в конце концов Уилкинсон всё же нашёл своё последнее пристанище. Он покоится у стен своей чугунной церкви, и на его могиле стоит, разумеется, чугунный обелиск.

Торокин Василий Федорович - литейщик и формовщик знаменитого своим художественным чугунным литьем Каслинского завода, трудившийся там во второй половине уже позапрошлого столетия (1845-1912). Он создал замечательную скульптуру "Старуха с прялкой", описанную П. П. Бажовым в сказе "Чугунная бабушка". Скульптор-самоучка, навыки лепки получил в школе М. Д. Канаева. Ввел в каслинское художественное литье мотивы народного быта. Автор скульптурных групп: "Крестьянин на пашне", "Литейщики за работой", "Поездка кулака на праздник", "Углевоз". Редуцировал (уменьшал) работы Е. А. Лансере. Его статуэтки отличает удивительная правдоподобность, в них выверены мельчайшие детали.

А закончить подборку хотелось бы цитатой Бажова:

"Полсотни годов прошло, как ушел из жизни с большой обидой неграмотный художник Василий Федорыч Торокин, а работа его и теперь живет. В разных странах на письменных столах и музейных полках сидит себе чугунная бабушка, сухонькими пальцами нитку подкручивает, а сама маленько на улыбе - вот-вот ласковое слово скажет... Работа - она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется. Вот ты и смекай, как жить-то".

Продолжение следует…


Задавать вопросы можно на форуме: Форум о чёрных сплавах>>
www.modificator.ru - Информационный ресурс по металловедению, металлургии, литейному производству.


Перейти на страницу СТАТЬИ, ИНФОРМАЦИЯ